Опыт Сталина и Хрущева


Премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Корпорации малого и среднего предпринимательства подготовить к 20 мая предложения о механизмах легализации личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан. Официальная цель – распространить на них налог на профессиональный доход. Поручение подготовлено по итогам недавней встречи с малым и средним бизнесом в Перми, где предприниматели пожаловались премьеру и министру экономразвития Максиму Орешкину на конкуренцию личных хозяйств.

В Калининградской области продукция ЛПХ составляет около трети от общего объема сельхозпроизводства в регионе. Примечательно, что доля ЛПХ за последние годы мало претерпело изменений, несмотря на отсутствие государственных субсидий (в отличие от крупных сельхозорганизаций и фермерских хозяйств).

Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах, в % к общему объему производства)

Год Сельхозорганизации ЛПХ Фермерские хозяйства
2014 55,4 38,6 6,0
2016 56,7 36,7 6,6
2017 58,3 35,1 6,6

Это указывает на высокую конкурентноспособность ЛПХ. Новые инициативы премьера РФ могут нанести серьезный ущерб этому сектору. Действия нынешнего правительства можно сравнить с послевоенными налоговыми нововведениями Иосифа Сталина и инициативами Никиты Хрущева в середине 1950-х.

В 1947 году сельхозналог с одного двора вырос одномоментно в 1,8 раза, повысились сборы за скот и плодовые деревья, что привело к снижению поголовья скота и вырубке садов. Губительно сказавшиеся на сельском хозяйстве СССР и решения Хрущева, который резко увеличил сборы с личных хозяйств колхозников.

Сейчас снова наблюдается стремление государства максимально контролировать хозяйственную деятельность: в России, по данным сельхозпереписи 2016 г., зарегистрировано 23,5 млн ЛПХ.

Как считает уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов, идея обложить дополнительным налогом миллионы ЛПХ в стране, где нет необлагаемого минимума и почти 19 млн человек живут за чертой бедности, кажется, как минимум не вполне своевременной. Особенно в период, когда нет экономического роста. Большинство стран вышли на траекторию роста через снижение налогов и издержек, связанных с контролем и надзором за предпринимателями и самозанятыми.