Аппарат Уполномоченного провел обучающий семинар для предпринимателей Светлогорского городского округа


На прошлой неделе, 15 ноября, состоялся семинар, организаторами которого выступили Администрация МО «Светлогорский район» совместно с НП «Центр поддержки малого предпринимательства Светлогорского городского округа», в качестве приглашенных спикеров были юрист аппарата Уполномоченного А. Погорелов, а также эксперты pro bono А. Любченко и Ю. Билей. В семинаре приняли участие боле 40 предпринимателей муниципалитета, а также практикующие юристы и адвокаты.

В ходе семинара были подробно рассмотрены актуальные правовые вопросы в предпринимательской деятельности, новые правила проверок контролирующими и надзорными  органами: судебная практика, кто и за что может оштрафовать. Кроме того, отдельно уделили внимание изменениям в законодательстве, алгоритму действий и законным способам защиты интересов при проверке предпринимателей и организаций контролирующими и надзорными органами. Спикерами были даны практические рекомендации, порядок защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Предпринимателям напомнили, что плановые проверки с 1.01.2019 по 31.12.2020 не проводятся среди субъектов МСП, если: 1) они за последние три года не привлекались к ответственности за грубые правонарушения в своей экономической деятельности; 2) им не назначались административные наказания в виде дисквалификации и приостановления деятельности; 3) не принималось решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии; 4) осуществляемая деятельность не входит в области, указанные в ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (образование, здравоохранение, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение); 5) не установлен класс (категория) опасности и отсутствуют опасные объекты (гидротехнические сооружения, опасные производственные объекты I и II классов опасности, радиационно и экологически опасные объекты и т. п.); 6) они не осуществляют аудиторскую деятельность; 7) не являются управляющей организацией для многоквартирных домов.

О предстоящих и прошедших контрольно-надзорных мероприятиях и их результатах предприниматели могут узнать на сайтах реестра проверок, их два: proverki.gov.ru и plan.genproc.gov.ru.

Также юрист аппарата Уполномоченного Алексей Погорелов и эксперты pro bono А. Любченко и Ю. Билей ознакомили предпринимателей с рекомендуемыми действиями при проверке или административном расследовании:

  • попросить предъявить удостоверения;
  • проверить срок направления уведомления о проверке (в случае проведения проверки);
  • сверить данные с данными в документе о проведении проверки (приказ, постановление) и Ежегодном сводном плане проведения плановых проверок (в случае проведения проверки) и снять с них копии;
  • связаться с руководством контрольно-надзорного органа и удостовериться в проведении проверки или административного расследования;
  • предложить проверяющим самостоятельно внести запись в журнал учета проверок (в случае проведения проверки).

Особое внимание было обращено на способы защиты прав предпринимателей. Так, на любом этапе проведения проверки или административного расследования предприниматель имеет право обратиться:

  • к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову, а также к региональному Уполномоченному Георгию Дыханову;
  • в органы прокуратуры;
  • в суд (только для оспаривания результатов проверки).

С 1 января 2018 года плановые проверки бизнеса проводятся на основе риск-ориентированного подхода (РОП). Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица и ИП и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (классу опасности).

К основным преимуществам РОП можно отнести снижение общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности, учет особенностей осуществления хозяйственной деятельности в той или иной сфере производства или оказания услуг, повышение эффективности расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий на наиболее значимых направлениях, сокращение количества подконтрольных субъектов и отказ от всеобъемлющего контроля, переход подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.

Здесь стоит отметить, что мировой опыт использования РОП свидетельствует о сокращении общего количества проверок от 30 до 90 %, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободили от необходимости прохождения плановых проверок. По оценкам российских экспертов, РОП позволит снизить на 40 % количество проверок, на 30 % – число ревизоров, что позволит сэкономить 20 % средств бюджета.

С 1 января 2018 года РОП применяется только в отношении плановых проверок.

Доля плановых проверок составляет лишь 30 % всех проверочных мероприятий, тогда как 70 % проверок проводится во внеплановом режиме, в том числе по обращениям граждан.

Планируется рассмотреть возможность введения РОП и в отношении внеплановых проверок, что позволит отказаться от принципа «одна жалоба – одна проверка».

В конце семинара у предпринимателей была возможность задать спикерам вопросы, которые касались в основном проверок Роспотребнадзора, были озвучены жалобы на налоговую службу, в частности внесение записей о недостоверности в ЕГРЮЛ, отказ от регистрационных действий и т. д., кроме того, достаточно много вопросов было о специальной оценке условий труда.