Георгий Дыханов: «Крым и Калининградская область имеют много общих проблем»


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов на Ялтинском международном форуме рассказал об общих проблемах и перспективах Крыма и Калининградской области.

Георгий Дыханов отметил, что и Крым, и Калининградская область являются анклавами с небольшими внутренними рынками. «Экономика Калининградской области, сложившаяся в эксклавных условиях, затрудняющих и удорожающих перевозки товаров, при сильном воздействии таможенных и налоговых льгот ОЭЗ, хрупка и малоэффективна, — пояснил он. — Она не соответствует задачам превращения Калининградской области в одну из точек роста российской экономики». Эти же проблемы стоят и перед Крымом.

Кроме того, у обоих субъектов усложненная транспортная логистика, что ограничивает возможности для выхода на рынки большой России и иностранных государств. Основу экономик обоих регионов составляют предприятия сферы торговли и услуг, промышленных и добывающих сырье компаний почти нет. В обоих случаях велика доля теневого сектора, слишком мало собственных финансовых средств, преобладают малые и средние предприятия и практически отсутствуют крупные, системообразующие. Но, по его словам, и у Крыма, и у Калининграда есть свои преимущества для ведения бизнеса. Это федеральные законы, установившие ОЭЗ в обоих субъектах, масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру, диверсифицированная несырьевая экономика, высокая привлекательность для трудовых мигрантов.

Особенности обоих регионов требуют опережающего развития экономик, чтобы уровень жизни местного населения сравнялся с уровнем жизни в России. «Решающим фактором должна  стать модернизация и диверсификация экономики, повышение доли добавленной стоимости в валовом региональном продукте, — подчеркнул Георгий Дыханов. — При этом существующие отрасли еще долго будут играть основную роль при принятии мер поддержки. Поэтому рассматривается три основных направления деятельности: укрепление существующих традиционных секторов экономики, создание новых секторов экономики с высоким уровнем добавленной стоимости и, соответственно, большим объемом научных исследований, и развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий для бизнеса. Во всех случаях акцент должен делаться на привлечение новых инвестиций, как российских так и иностранных, так как в этих регионах нет собственных капиталов и потенциал собственной капитализации крайне низок».

Резервы для повышения конкурентоспособности есть, уверен калининградский бизнес-омбудсмен, но они лежат в плоскости открытия новых территориально-отраслевых кластеров несырьевых секторов, нематериалоёмких или работающих на местном сырье производств при помощи «трансформационных» инвестиций.  «Именно долгосрочную конкурентоспособность — хотя бы в масштабе России и устойчивость экономики, и, соответственно, снижение административных барьеров следует поставить главными целями для особых, эксклавных регионов России,  если мы хотим перейти от парадигмы «выживания» и постоянных компенсаций к развитию на основе новых экономических «правил игры», — резюмировал он.