Георгий Дыханов: проблемы таможенного контроля оказывают деструктивное влияние на экономику Калининградской области


С речью о проблемах таможенного контроля и путях их решения 23 июня в рамках публичного балансового совещания выступил региональный бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. Мероприятие прошло с участием с участием Министра Российской Федерации Михаила Абызова, врио Губернатора Калининградской области Антона Алиханова, представителя руководства ФТС Андрея Струкова и президента РСПП Александра Шохина.

Такие мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровнях в рамках программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, главной задачей которой является преобразование государственного контроля и надзора из репрессивного в партнерский по отношению к бизнесу, а также переориентировать его на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан.

В ходе своего выступления Георгий Дыханов напомнил присутствующим негативную статистику по контрольно-надзорным мероприятиям в регионе за 2016 год, — «В прошлом году в Калининградской области было проведено 10603 проверки, из которых 1649 плановых и 8954 внеплановых, то есть ежедневно проводилось 43 проверки, то есть примерно соответствует количеству контрольно-надзорных органов, то есть каждый день, каждое ведомство проводило по 1 проверке. Статистика показывает, что за год было проверено каждое 7 предприятие региона».

«Согласно поступающим обращениям предпринимателей правоприменительная практика таможенных органов в ходе таможенного контроля не всегда соответствует интересам роста экономики, что связано с неэффективностью системы управления рисками таможенных органов. Существующая нормативная база даёт широкие возможности и варианты правоприменения», — заявил бизнес-омбудсмен комментируя проблему неэффективной и непрозрачной системы управления рисками.

Также Георгий Дыханов поставил под вопрос действия таможенных органов при корректировке таможенной стоимости, в ходе которой используется ценовая информация, не соответствующая фактически сложившейся на рынке, а методики вычисления либо некорректны, либо отсутствуют не некоторым группам.

«Стоит отметить общую непрозрачность административных процедур при экспорте/импорте товаров, в отличие, например, от налоговой службы. К сожалению, не существует документа, который описывает порядок действий предпринимателя при взаимодействии с таможенными органами. Например, порядок совершения таможенными органами таможенных операций на прибытие товаров в морских пунктах пропуска регламентируется порядка 6 нормативно-правовых актов, однако, согласно обращениям предпринимателей можно утверждать, что очевидный для предпринимателя порядок принятия таможенным органом решения о проведении той или иной формы контроля в ходе прибытия отсутствует», — подчеркнул Георгий Дыханов.

В число таможенных проблем также вошли идентификация товаров – процедура подтверждения происхождения товаров, проведение которой является неподъёмной ношей для малого бизнеса, внутренний таможенный транзит, вследствие которого Калининградская область фактически исключается из единого экономического пространства ЕАЭС, а также «затягивание» сроков проведения экспертиз и присвоения таможенными органами классификатора в соответствие с ТН ВЭД ЕАЭС.

По итогам мероприятия Михаил Абызов призвал региональное бизнес-сообщество направлять бизнес-омбудсмену обращения с целью формирования консолидированных предложений по улучшению ситуации в сфере таможенного контроля.