В Москве на заседании Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике обсуждали актуальные вопросы совершенствования ГИСП


В четверг, 5 июля, представители бизнеса, промышленники, чиновники и общественные организации подробно обсуждали накопившиеся вопросы, делились мнениями, идеями и высказывали предложения по устранению имеющихся недостатков ГИСП, способствующих оптимизации ее работы. Калининградский регион на этой встрече представлял бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2018 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, обязаны предоставлять сведения для включения в государственную информационную систему промышленности (ГИСП) в порядке и составе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.12.2017 № 1604. Очевидно, что Минпромторг России и далее будет настойчиво внедрять новую отчетность, и, следовательно, необходимо более детально изучать ее требования. К тому же на этапе внедрения ведомство готово учесть наиболее существенные недостатки в формировании предложенного им вида отчетности.

Цифровизация промышленности, как и техническое регулирование, является сквозным направлением работы, затрагивающим все сферы деятельности. Многие барьеры, с которыми сталкиваются бизнес и государство в данной сфере, являются стандартными: нехватка кадров и денег, взаимное недоверие. Но есть и специфика: отсутствие необходимого нормативного регулирования, недостаточный уровень развития наиболее продвинутых направлений в IT-сфере.

По мнению бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, дополнительная и довольно сложная отчетность отчасти нарушает принцип, согласно которому уже давно работает Правительство РФ: не запрашивать у предпринимателя ту информацию, которую можно получить в другом государственном органе. Минпромторг объясняет требование вносить информацию в ГИСП тем, что в другие органы данные подаются не в том контексте. Например, вся необходимая информация об иностранных комплектующих предприятия есть у Федеральной таможенной службы, которая предоставляет хорошую аналитику вплоть до цен, но Минпромторг все равно требует от предпринимателей заполнять эти данные в программе ГИСП.

Кроме того, Георгий Дыханов обратил внимание членов Экспертного совета на тот факт, что методики подсчета могут отличаться в разных ведомствах, а это будет приводить к расхождению в данных. В частности, Уполномоченный упомянул возникшую недавно в Калининградской области ситуацию с численностью работников: из-за различий в методиках подсчета среднесписочной численности и, соответственно, средней заработной платы в налоговой службе и в Правительстве РФ предпринимателям предложено вернуть около 10 млрд рублей в бюджет.

Региональный бизнес-омбудсмен заявил: «Чтобы избежать подобных казусов, правительству нужно провести серьезную домашнюю работу. При Правительстве РФ существует рабочая группа по цифровизации экономики, куда входят представители РСПП, Минпромторга России, компании «1С», ГК «Ростех» и др. И вот они должны собраться и унифицировать все методики, чтобы не было разночтений и искаженных данных. Иначе в заполнении всех этих огромных пластов информации ГИСП не будет никакого толку».

Необходимо сделать единый опросник, который позволял бы избежать двойной отчетности. Сейчас предприниматели подают данные в ФНС, в Росстат, отдельный отчет по субсидиям, если промышленное предприятие – то еще в ГИСП, если сельхозпредприятие – то в Минсельхоз и т. д. Поскольку в Калининградской области всего лишь около 110 крупных и средних предприятий из 60 000, то есть большинство промышленников относятся к малому бизнесу, то любая дополнительная отчетная нагрузка ведет к росту штата сотрудников или как минимум зарплаты за дополнительную работу, что приводит к большим непроизводственным издержкам. Кроме того, в ходе заседания возникало много вопросов о коммерческой тайне, о закрытых предприятиях, как им вносить данные в ГИСП, на что представители Минпромторга пояснили, что если информация является конфиденциальной, то отдельные блоки можно не заполнять, но информацию необходимо будет направить по специальным каналам, закрепленным в приказе Минпромторга № 2394.

Безусловно, ГИСП – это прекрасный ресурс для получения аналитической информации, она полезна для консалтинговых компаний, для госкорпораций, для правительства, оно должно понимать, куда движется промышленность, и для предпринимателей в части поиска поставщиков или партнеров, но только в том случае, если все предприятия будут заполнять ее достоверно и полно. Сейчас часть предприятий заполняет одни разделы, часть – другие, согласно положению о коммерческой тайне, в итоге полной картины не будет. И на основании этой неполной картины государство начнет разрабатывать планы развития, делать прогнозы и прочее.

Поэтому, прежде чем внедрять какие-либо инновации, необходимо все тщательно взвесить, понять, как будут использоваться полученные данные, насколько они будут соотноситься с информацией других ведомств, для каких прогнозов использоваться, помогут ли эти данные для планирования работы Правительства РФ, для снижения контрольно-надзорного бремени. На данный момент вопросов больше, чем ответов.

При этом Георгий Дыханов полагает, что взаимодействие между контролером и предпринимателем должно стать полностью цифровым, только так можно решить извечную проблему бюрократизации и коррупционности госконтроля.

По итогу Экспертного совета все участники встречи согласились с необходимостью подробного анализа, который будет проведен в декабре 2018 года после получения первых отчетов ГИСП. И на их основе, а также на основе предложений предпринимателей будут вноситься изменения и дополнения в программу.