Калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов: «Портовые элеваторы без поддержки проиграют соседям»


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов принял участие во втором Международном зерновом форуме.

Также в этом мероприятии участвовали Генеральный консул Республики Польша Марчин Носаль, региональный министр по промышленной политике Дмитрий Чемакин, президент КТПП Алексей Зиновьев, генеральный директор агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко, генеральный директор ООО «Портовый элеватор Елена Зайцева, сотрудник экспортного страхового агентства России Алексей Безденежных, предприниматели Польши, Германии, Швеции, Казахстана.

В этом году в Калининградской области собран небывалый урожай зерновых и зернобобовых – почти 500 тысяч тонн. Это почти в полтора раз больше, чем в 2013 году и в два раза больше, чем нужно нам для внутреннего потребления. В России в целом тоже был очень хороший урожай. И не весь он нужен для нашего внутреннего потребления.  Вопрос эффективной реализации излишков, транзита зерна и стал одним из главных на этом форуме.

В Калининградской области сложилась уникальная ситуация: два региональных современных в состоянии практически круглогодично переваливать зерно, но этого не происходит. Они в основном заняты на перевалке местного сырья и получении импортной сои и ее производных.  Георгий Дыханов, комментируя результаты работы форума, отметил, что зерновые из других стран идут через другие порты, в том числе польские и литовские. «Мимо нас проходит даже российское зерно, так как транспортные расходы делают невыгодным калининградское направление в сравнении с другими прибалтийскими, — сказал он. – Российские грузовладельцы из-за высоких железнодорожных тарифов на грузовые перевозки по территории  Литвы и  Белоруссии вынуждены направлять свой груз на портовые элеваторы в Литве, Латвии и Эстонии».

В агентстве «ПроЗерно» подсчитали, что Казахстан отправил через Лиепая на экспорт 67 тысяч тонн, а через Калининград только семь тысяч. И такой выбор закономерен. «Суммарная разница затрат при поставках зерна и масличных культур  через порт Калининград или Лиепая может составлять до 260 рублей за тонну не в нашу пользу», — пояснил он.

Участники форума уверены, что в одиночку калининградским элеваторам и грузоперевозчикам не справиться. Любые современные технологии и оборудование проигрывают, если у конкурента есть то же самое плюс низкие транспортные расходы.  «Даже наше природное преимущество – незамерзающая акватория – не играет роли при сравнении с условиями Клайпеды и Гданьска, где порты также работают круглогодично, — добавил бизнесомбудсмен. —  Выход их этой ситуации уже давно известен – субсидирование затрат на грузоперевозки на калининградском направлении. Если соседи на государственном уровне защищают своих предпринимателей, устанавливая тарифы на грузоперевозки в зависимости от направления, то и мы могли бы использовать такой же механизм».

Стоимость  перевозки зерновых по железной дороге для калининградского направления и схожих российских направлений должна быть одинакова, тогда условия для всех станут равными. Это поможет  калининградским портовым элеваторам выстоять в конкурентной борьбе с портами стран Балтии и занять достойное место в числе экспортеров зерна на мировой рынок, заключил Георгий Дыханов.