На заседании Экспертного совета РИА «ФедералПресс» обсудили инвестиционную привлекательность калининградских муниципалитетов
В минувшую пятницу бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов принял участие в заседании Экспертного совета, где обсуждали инвестиционное развитие муниципалитетов. В 2018 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) присвоило Калининградской области 15-е место в общенациональном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов. Напомним, в 2017 году регион занимал 39-е место. Такой скачок произошел за счет улучшений в сфере инфраструктуры, ресурсов и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса.
Внедрение успешных практик на муниципальном уровне ведется в области с 2017 года. К этим работам подключились все 22 муниципалитета. Лидерами во внедрении и реализации лучших практик в 2017 году были Гурьевский, Светловский, Гвардейский городские округа, а также города Калининград и Советск. По промежуточным результатам 2018 года лидирующие позиции занимают Гвардейск и Гурьевск. Появилось и новое направление работ – практики социальной направленности из «Магазина верных решений». В настоящее время в магазине представлены пять комплексов практик, содержащих 77 готовых решений по 17 направлениям. Здесь наибольшую активность в адаптации проектов проявили Черняховск и Советск.
Однако Георгий Дыханов обратил внимание экспертов на то, что зачастую такие рейтинги не учитывают реальной ситуации и ведутся скорее формально. «Например, город Советск входит в пятерку лучших по показателям, а, по статистике, за последние десять лет его покинуло более двух тысяч человек. Муниципалитеты и регионы, в которые идут деньги и едут люди, будут процветать. Если люди и деньги уходят, никакие показатели, как бы мы их ни сравнивали, реально ничего не будут означать. Нужно вводить и применять только те показатели, которые ориентированы на реальный, а не формальный результат», – считает Уполномоченный.
В этом его поддержал сопредседатель Калининградского отделения «Деловой России» Марат Мусин, который заявил: «Есть некий фетишизм в отношении этих рейтингов. Мы стремимся сдвинуться на какое-то количество позиций. Вопрос: за счет чего мы это делаем? Приведу пример. У области была слабая позиция по льготам по упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса. В результате мы принимаем закон о льготах всего для трех видов деятельности: янтарной отрасли, переработки отходов и IT-сферы. Почему только они? В то время как около 70 регионов РФ имеют более выгодные условия по упрощенной системе. Но по факту мы приняли, галочка стоит, в рейтинге поднялись, а на самом деле большая часть предпринимателей эту льготу не получили». По мнению Марата Мусина, инвестиционную привлекательность муниципалитета можно отследить и без рейтинга, по трем объективным показателям: среднему размеру заработной платы, количеству малых и средних предпринимателей и вложениям в основной капитал.
В свою очередь депутат горсовета Балтийска Александр Кузнецов предложил Корпорации развития Калининградской области провести анализ, что в реальности изменилось за 5 лет существования АСИ: какие инвестиции были привлечены в муниципалитеты (и желательно озвучить конкретные цифры), как улучшился уровень жизни граждан, насколько предпринимателям стало легче вести и развивать бизнес и т. д. «Нужны конкретные факты, а не только имитация инвестиционного процесса», – заявил Александр Кузнецов.
Присутствовавшие на заседании главы муниципалитетов сошлись во мнении, что для улучшения инвестиционной привлекательности им не хватает полномочий и средств. С этим согласился и бизнес-омбудсмен: «У муниципальных образований ограниченные полномочия, прежде всего это выражается в бюджетной пирамиде, она построена так, что на местном уровне остается менее 10 % налогов. А выполнение многих практик, заложенных в рейтинге, требует вложения средств». Кроме того, Георгий Дыханов предложил разделять крупных и мелких инвесторов. Поскольку, когда крупный инвестор приходит в муниципалитет, зачастую это не заслуга муниципалитета. Крупным инвесторам интересна Калининградская область в целом, а не отдельно взятый муниципалитет, а все соглашения происходят на уровне губернатора или регионального правительства. А вот количество микро- и малых инвесторов в муниципалитетах – это показатель инвестиционной привлекательности и качественной работы администрации. «На данном этапе наша страна инвестиционно непривлекательна по ряду причин, главная из которых – отсутствие гарантий неизменности правил игры для бизнеса. В Калининградской области я не знаю ни одного частно-государственного партнерства, которое не закончилось бы арбитражным или уголовным судопроизводством», – отметил Уполномоченный.
В ходе заседания эксперты также обратили внимание на пробелы в сборе и обработке статистических данных, отсутствие обратной связи в виде аналитических материалов, которые главы муниципальных образований могли бы использовать в своей работе.
Практически все эксперты, а это главы муниципалитетов, депутаты, предприниматели, общественные деятели и представители науки, высказали мнение о том, что рейтинг АСИ не всегда отражает реальное положение дел и для начала необходимо реформировать методику подсчета, внести изменения в распределение бюджетных средств, законодательно закрепить за муниципалитетами больше полномочий, а уж затем требовать от местных чиновников обеспечения благоприятного бизнес-климата.