Георгий Дыханов: «Ежегодно аппарат Уполномоченного сохраняет для бюджета области более 177 миллионов рублей в виде налогов предпринимателей»
24 октября состоялось очередное заседание Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Калининградской области. На совещании Георгий Дыханов представил резолюцию по итогам межрегионального круглого стола «Взаимодействие предпринимателей с ФНС России: проблемы и пути решения», также в ходе заседания рассматривались вопросы взаимодействия с прокуратурой Калининградской области, краткие итоги работы аппарата Уполномоченного за 5 лет и предложения по ее совершенствованию. На заседании присутствовали представители крупнейших деловых сообществ региона: КТПП, «Опоры России», «Деловой России», Балтийского делового Клуба, Балтийского пищевого союза и Ассоциации переработчиков отходов.
Бизнес-омбудсмен еще раз обратил внимание членов совета на проблемы предпринимателей, связанные с нарушением прав предпринимателей Федеральной налоговой службой, которые актуальны не только для Калининградской области, но и всей России. В частности, речь идет о необоснованном внесении записей о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ; об отказе в регистрационных действиях; участившихся случаях необоснованных допросов юридических лиц; неоднозначных признаках фирм-однодневок, сформулированных ФНС России в письме № ЕД-4-15/13247; о нарушении сроков начисления НДС; об отсутствии переходного режима с УСН на общую систему налогообложения; об отказах налоговых органов в возмещении НДС по договорам поставки, заключенным с организацией, признанной банкротом; необоснованных требованиях различных пояснений, сопровождаемых запросами копий множества документов, и т. д.
По каждой из перечисленных проблем аппарат Уполномоченного совместно с региональными бизнес-омбудсменами разработал предложения: например, законодательно закрепить промежуточный этап для перехода с УСН на общую систему налогообложения, дополнить Налоговый кодекс РФ (НК РФ) четкими определениями и критериями таких понятий, как «массовый учредитель», «массовый руководитель», «массовые адреса регистрации», «дробление бизнеса», «должная осмотрительность» и т. д., предусмотреть в НК РФ материальную ответственность сотрудников налоговых органов за нарушения законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, внести в НК РФ изменения, согласно которым в случае ошибочного удержания денежных средств субъектов предпринимательской деятельности налоговый орган возмещает понесенный материальный ущерб, в том числе проценты за пользование денежными средствами, ввести в НК РФ такой вид налоговой ответственности, как «предупреждение», предусмотрев его в качестве основного вида наказания (санкции) для субъектов малого предпринимательства, впервые совершивших налоговые правонарушения, если их действия не связаны с умышленным неисполнением налоговых обязательств или грубым нарушением. В резолюции по итогам круглого стола сформулировано более 10 предложений, которые будут переданы бизнес-омбудсмену Борису Титову для включения в ежегодный доклад Президенту РФ Владимиру Путину.
Ключевым же вопросом Общественного совета были итоги работы по решению системных проблем бизнеса как федеральным аппаратом Уполномоченного в целом, так и калининградским в частности. Здесь стоит отметить, что именно региональный аппарат инициировал изменения в системе страхования банковских счетов (вкладов), которые с 2014 года стали распространяться на индивидуальных предпринимателей (№ 410-ФЗ от 28.12.2013). И только за 2017 год страховое возмещение получили более 15 600 предпринимателей. Также бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов выступал инициатором гуманизации Уголовного кодекса РФ, практически все предложения были приняты: 159-я статья была дополнена и разграничена, законодатели снизили уголовное наказание в виде лишения свободы с 5 до 4 лет, были внесены существенные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, изменились нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие порядок заключения предпринимателей под стражу, и т. д. Благодаря работе аппарата начиная с 2016 года существенно снизилось количество необоснованных оперативно-разыскных мероприятий. В 2,5 раза чаще предприниматели стали обращаться с просьбой принять участие в судебных заседаниях, что свидетельствует об эффективности работы бизнес-омбудсмена и доверии предпринимателей. По итогу 2017 года был представлен пакет из 23 предложений в 12 сферах регулирования, в том числе таможенной, налоговой, природопользовании и экологии, контрольно-надзорной деятельности и транспортной. Разработаны изменения в КоАП РФ по весогабаритному контролю и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, за два года удалось сократить задолженность перед предпринимателями по государственным и муниципальным заказам более чем на 300 миллионов рублей.
Помимо решения системных проблем и работы по конкретным обращениям, одним из критериев оценки работы государственного органа является его экономическая эффективность. «В среднем ко мне обращаются около 300 предпринимателей в год, практически все они являются МСП (малые и средние предприятия), на которых работает порядка 2573 человек, то есть столько в год мы сохраняем рабочих мест, защищая предпринимателей от нарушения их прав и законных интересов. Если учесть, что производительность труда одного человека в год в России равна 1 150 000 рублей, то добавленная стоимость составляет около 3 миллиардов рублей. Налоговое изъятие из экономики, согласно Минфину Калининградской области, составляет 7,8%, но мы будем считать даже меньшую цифру 6 %, поскольку в основном наши заявители работают по УСН. Получается, что ежегодно аппарат Уполномоченного сохраняет для бюджета области более 177 миллионов рублей в виде налогов предпринимателей. При этом содержание самого аппарата обходится региональному бюджету менее 6 миллионов рублей в год», – заявил бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов.
Безусловно, подобные расчеты являются усредненными и требуют более глубокого анализа, который будет представлен в ежегодном докладе, тем не менее уже сейчас можно говорить о том, что деятельность аппарата Уполномоченного приносит ощутимую пользу не только отдельно взятым предпринимателям, что тоже важно, но и всему региону.
В свою очередь члены Общественного совета высказали мнение о том, что региональные аппараты Уполномоченных должны управляться централизованно из Москвы, поскольку только так деятельность бизнес-омбудсменов может быть независимой и не подвергаться давлению местных властей. На что Георгий Дыханов ответил, что в некоторых субъектах РФ бизнес-омбудсмены не только финансово, но и административно зависят от региональной власти, в частности от губернаторов, и, более того, являются их заместителями. Председатель регионального отделения «Опоры России» Олег Газизов выразил сомнения относительно такой практики и отметил, что «Уполномоченный должен быть защитником бизнеса, отстаивать и представлять интересы предпринимателей, а не местных властей». При этом Закон Калининградской области № 268 от 13.11.2018 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Калининградской области», по мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, является одним из лучших.
Кроме того, в ходе заседания поднимался вопрос и об отсутствии единого подхода к укомплектованию штата аппарата Уполномоченных, его финансированию и процедуре назначения бизнес-омбудсменов в регионах. На данный момент в каждом субъекте действуют свои правила: например, в Республике Дагестан в аппарате работает 8 человек, в Калининграде – 4, хотя субъектов предпринимательской деятельности в Дагестане меньше, чем в Калининградской области. Все члены Общественного совета сошлись во мнении, что целесообразно разработать общие критерии и единую систему для всех регионов и прописать их в федеральном законе.
В завершении, Георгий Дыханов поделился с членами Общественного совета дальнейшими планами и основными направлениями работы аппарата Уполномоченного, в которые входит снижение количества необоснованных уголовных дел в отношении предпринимателей, содействие решению таможенных и транспортных проблем Калининградской области, совершенствование системы управления рисками ФНС, ФТС и правоприменения, снижение налогового бремени и упрощение налоговых процедур для вывода бизнеса из тени, снижение количества необоснованных проверок, своевременная оплата по госконтрактам.
Присутствовавшие на заседании члены Общественного совета поддержали план работы Уполномоченного, высказали удовлетворение итогами деятельности бизнес-омбудсмена за 4 года и единогласно предложили Георгию Дыханову продолжить работу в качестве Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области на следующий период.