Бизнес-омбудсмен Светлана Нижегородова выступила на заседании Общественного совета при прокуратуре Калининградской области
26 апреля 2021 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова по приглашению первого заместителя прокурора области Максима Жука приняла участие в режиме видеоконференцсвязи в заседании Общественного совета при прокуратуре области по защите малого и среднего бизнеса.
В рамках заседания обсуждены вопросы о мерах по обеспечению прав инвесторов в Калининградской области, о соблюдении прав предпринимателей при осуществлении таможенного оформления товаров и обсуждение проекта плана работы совета при прокуратуре на 2 полугодие текущего года.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светланой Нижегородовой была представлена информация по соблюдению прав предпринимателей при осуществлении таможенного оформления товаров.
Как отметила, бизнес-омбудсмен «выявление излишних административных барьеров на пути функционирования развития малого и среднего бизнеса, оказания поддержки, минимизации избыточного контроля, необоснованного вмешательства государственных муниципальных органов законной деятельности субъектов предпринимательства — это как раз-таки те проблемы, с которыми наш бизнес сталкивается при прохождении таможенного оформления товаров».
В своём выступлении, бизнес-омбудсмен обратила внимание участников заседания на вопрос системы управления рисками таможенных органов.
— Бизнес постоянно поднимает вопрос о неэффективности системы управления рисками, используемой таможенными органами. На текущий момент эта система содержит огромное, постоянно увеличивающее количество профилей риска (более 50тыс.), а критерии рисков закрыты для участников ВЭД. Очевидно, что закрытая и недоступная для участников ВЭД система рисков не может стимулировать их добросовестное поведение и одновременно явно способствует коррупционным действиям со стороны таможенных органов. При этом, Федеральная налоговая служба уже много лет использует иной подход к определению рисков – разработан прозрачный̆ набор критериев, которые абсолютно открыты и понятны для налогоплательщиков и, следуя которым, предприниматели могут быть уверены в стабильности и предсказуемости своей̆ работы. Такая открытая система рисков ФНС полностью доказала свою эффективность: она стимулирует добросовестное поведение налогоплательщиков, не содержит коррупционной составляющей. По мнению бизнеса, целесообразно разработка перечня открытых и понятных бизнесу набора критериев риска, которые могли бы использоваться участниками ВЭД в своей деятельности и стимулировать их добросовестное поведение, снижая, тем самым, коррупционную составляющую в работе органов таможни. Можно также изменить общий подход к системе управления рисками, в частности, используя лучшие практики риск-ориентированного подхода ФНС, уже давно доказавшие свою эффективность – отметила Уполномоченный.
Во второй части своего выступления, Уполномоченный отметила проблему «калининградского транзита».
— Калининградский бизнес неоднократно поднимает вопрос о необходимости снятия избыточного административного барьера при транзите товаров ЕАЭС через третьи страны между Калининградской областью и остальной частью России. Сейчас, из-за некорректных формулировок действующего КоАП, не учитывающих специфическое положение региона, перевозимые из России в область товары ЕАЭС контролируются таможней наравне с иностранным товаром (с полном досмотром, взвешиванием), что очевидно дискриминирует предпринимателей области и создает барьер для свободного перемещения товаров ЕАЭС между регионами России. Кроме того, при малейшем отклонении фактического веса товара от заявленного (без учета объективных факторов таких отклонений), калининградские предприниматели привлекаются к административной ответственности, зачастую с конфискацией «излишков» товаров – и это несмотря на то, что данные товары являются товарами ЕАЭС, перевозятся с территории России, а само несоответствие весовых характеристик не наносит никакого ущерба интересам государства в виде неуплаты таможенных платежей. Таким образом, не объяснимый логикой барьер для законной предпринимательской деятельности существует, также барьер для перемещения товаров в рамках одной страны — при это угрозы неуплаты государству платежей нет, но административные дела возбуждаются, товары изымаются и т.д. Что интересно — значительная часть таких административных производств завершаются предупреждением или прекращением по малозначительности — то есть сама таможенная служба не усматривает значительной опасности для охраняемых отношений. В судах предприниматели как правило выигрывают такие кейсы. Но в статистику таможни по административным производствам это попадает. В рамках разработки новой редакции КоАП бизнесом были предложены соответствующие поправки в административное законодательство, устраняющие данный избыточный административный барьер для региона. Тем не менее, указанные поправки предварительно не были поддержаны ФТС России. Также (по рекомендации ФТС) бизнес получил чёткую и однозначную позицию ЕЭК по этому поводу — такой барьер недопустим при перемещении товаров в рамках ЕАЭС.
Также, бизнес-омбудсменом были озвучены проблемы вывоза отходов, транспортной доступности региона и проблематика малого анклавного региона — в части политики федеральных структур по численности сотрудников ведомств, осуществляющих оформление товаров:
— Специфика анклавного региона состоит в объективной необходимости обеспечения постоянного таможенного оформления грузов, а также в обеспечении постоянного фитосанитарного и ветеринарного контроля карантинных грузов, в том числе перемещаемых с остальной территории России – чего не происходит при аналогичном перемещении грузов между иными регионами страны. В связи с этим, является недопустимым сокращение сотрудников региональных таможен, таможенных постов (например, Советского), сотрудников регионального Россельхознадзора — это нельзя делать по прямой аналогии со штатной численностью данного ведомства в других регионах, так как применительно к Калининградской области это приводит к серьёзнейшим негативным последствиям для калининградского бизнеса.
Также, в этот день состоялось заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей.
В ходе заседания был заслушан доклад заместителя министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Ирины Граковой о реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
О состоянии законности и соблюдении прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в Калининградской области выступил и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Александр Кабисов.
По итогам совещания выработан ряд дополнительных мероприятий по улучшению ситуации в сфере соблюдения прав предпринимателей.