Георгий Дыханов принял участие в публичных обсуждениях под председательством руководителя УФНС по Калининградской области


В ходе встречи обсуждались вопросы риск-ориентированного подхода при планировании выездных налоговых проверок; итоги контрольно-надзорной деятельности УФНС России по Калининградской области за 2017 год и 1-й квартал 2018 года; достоверность ЕГРЮЛ как основная составляющая прозрачного ведения бизнеса и комфортного налогового администрирования.

Бизнес-омбудсмен поддержал позитивные тенденции в работе налоговой в части сокращения выездных налоговых проверок (в 2015-2017 годах их количество снизилось в 2 раза), повышения прозрачности деятельности налоговой службы, разработки системы управления рисками и т. д. Однако главная наша задача – экономический рост. И тут важно не допустить, чтобы цель подменялась средствами.

Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ проводит опросы о состоянии деловой среды, один из которых – «Оценка динамики факторов, влияющих на бизнес, и мер, направленных на возобновление экономического роста» (2000 респондентов). Как и два года назад, бизнес сильнее всего тревожат экономическая неопределенность, высокие налоги и снижающийся спрос на внутреннем рынке. Тех, чей бизнес ухудшается, по-прежнему больше, чем тех, кто ощущает подъем.

Когда мы начинаем резко увеличивать налоговые поступления на фоне экономического спада, мы снижаем потенциал роста экономики. О каких инвестициях может идти речь в таких условиях? Предпринимателю либо страшно, либо невыгодно вкладывать в развитие. А скорее всего, и то и другое. Таким образом, «закручивая гайки», мы великие цели (развитие экономики) подменяем мелкими задачами (собираемость налогов).

Также Уполномоченный считает, что когда предпринимателя заставляют вести проверочные мероприятия по контрагентам (существует 5-6 ресурсов, где нужно проверить контрагента, часть из них платные), то это, безусловно, нагрузка на бизнес. Если у тысяч предприятий появляется запись о недостоверности данных, то это девальвирует саму систему проверки. Не может быть столько нарушителей. Когда счет идет на сотни, тогда можно верить записи о недостоверности данных и выбирать, с кем работать, но когда каждый «второй» – нарушитель, то это говорит о несовершенстве системы. Бизнес часто рассматривает такие чрезмерные меры контроля, затрагивающие тысячи добросовестных предпринимателей, как «торговлю бумажками». Когда из одного ведомства в другое передаются, по сути, ненужные бизнесу бумаги, о которых вчера еще никто не спрашивал, каждую из которых нужно заверить у нотариуса (платно) или получить, уплатив госпошлину.

Кроме того, надо совершенствовать систему управления рисками по 12 критериям, в которые входят налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой; отражение убытков за несколько налоговых периодов; значительная доля вычетов по НДС; опережающий темп роста расходов над доходами; выплата среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня; предельные величины показателей для налоговых спецрежимов; отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода; цепочки посредников без экономических причин; непредставление пояснений на уведомление налоговых органов; неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах; значительное отклонение рентабельности от среднеотраслевой; ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Критерии по этим рискам расплывчатые и не могут обеспечить индивидуального подхода. Например, критерий «налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой по РФ» – в нашем регионе из-за льгот это объективная реальность, да и данные по среднеотраслевой нагрузке оценочные и противоречивые в разных ведомствах, почему предприниматели должны попадать в группу риска?

Для равных конкурентных условий, чистоты среды и выхода бизнеса из тени нужен не только «кнут», но и «пряник». Излишнее рвение в зачистке бизнеса и дополнительная нагрузка, в том числе по уплате НДС за себя и за того парня, приводят к обратному результату – уходу части бизнеса в тень. Не выплеснуть бы ребенка с грязной водой в борьбе за «чистоту среды».