Георгий Дыханов провел рабочую встречу с руководителем УФНС по Калининградской области


Целью встречи было обсуждение жалоб предпринимателей, поступивших в аппарат Уполномоченного, касающихся внесения записей о недостоверности в ЕГРЮЛ, отказов в регистрации более 3000 предприятий, а также практики допросов учредителей. Кроме того, в рамках встречи провели уточнение данных о количестве субъектов предпринимательской деятельности в регионе.

В своем ежегодном докладе в Правительстве Калининградской области Уполномоченный Георгий Дыханов представил информацию о том, что за последние 5 лет впервые произошло снижение количества субъектов предпринимательской деятельности и их число на конец 2017 года составило 77 103. Однако руководитель управления налоговой службы не согласилась с данной информацией. На рабочей встрече Уполномоченный объяснил, что в своей статистике аппарат считает только предпринимателей, в то время как налоговая служба ведет учет всех субъектов хозяйственной деятельности, к которым относятся в том числе и некоммерческие организации. В связи с этим был выработан единый подход к ведению статистики субъектов предпринимательской деятельности и достигнута договоренность о регулярном обмене информацией.

Один из ключевых вопросов, который поднимался в ходе встречи, касался работы налоговой службы по предотвращению так называемых «массовых» адресов, руководителей и учредителей. Совместно с Уполномоченным были выработаны общие подходы к тому, как и кого считать «массовыми» учредителями и руководителями. Кроме того, руководитель управления налоговой службы И. А. Сорокина назначила ответственных лиц на уровне заместителей и начальников подразделений, которые будут непосредственно взаимодействовать с аппаратом Уполномоченного для выработки уже конкретных критериев. Георгий Дыханов отметил важность работы по предотвращению преступных схем и чистки бизнеса от сомнительных компаний. Однако обратил внимание, что десятки тысяч калининградских предпринимателей, которым было отказано в регистрационных действиях или внесена запись о недостоверности, не могут быть мошенниками. Если у тысяч предприятий появляется запись о недостоверности данных, то это девальвирует саму систему проверки. Когда счет идет на сотни, тогда можно верить записи о недостоверности данных и выбирать, с кем работать, но когда каждый второй – нарушитель, то это говорит о несовершенстве системы. Бизнес часто рассматривает такие чрезмерные меры контроля, затрагивающие тысячи добросовестных предпринимателей, как «торговлю бумажками». Когда из одного ведомства в другое передаются, по сути, ненужные бизнесу бумаги, о которых вчера еще никто не спрашивал, каждую из которых нужно заверить у нотариуса (платно) или получить, уплатив госпошлину. К тому же правила ведения бизнеса рекомендуют разделять сферы деятельности в отдельные компании для более эффективного контроля, просчета финансовых рисков и прогнозов развития.

Однако бизнес-омбудсмен выразил поддержку практике профилактических бесед с предпринимателями как действенному методу пополнения регионального бюджета, но если после таких встреч не возникает необоснованных документов, требований или каких-то карательных мер.

В ходе совещания обратили внимание на методики и подходы к ориентирам по средней зарплате в отрасли и по средней налоговой нагрузке по видам экономической деятельности. Была достигнута договоренность о том, что конкретизировать все эти подходы можно только в более тесном взаимодействии налоговых органов с лидерами бизнес-ассоциаций региона, которые входят в состав Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей. И на базе Общественного совета было принято решение обсуждать с предпринимательским сообществом все вышеобозначенные вопросы для получения объективной обратной связи и исключения ситуаций, когда чистка бизнеса от недобросовестных компаний происходит за счет честных предпринимателей.

По окончании встречи было принято решение о продолжении открытого диалога и совершенствовании методов работы налоговых органов, а также о проведении совместных мероприятий по информированию бизнес-среды.