Георгий Дыханов: «Система образования должна ориентироваться на кластерную политику государства»


Георгий Дыханов выступил экспертом на круглом столе на тему «Среднее профобразование в Калининградской области: доступность, востребованность, перспективы», организованном РИА «ФедералПресс». На круглый стол были приглашены директора учебных заведений, представители регионального Министерства образования, Центра занятости населения и областной Общественной палаты.

В ходе встречи все участники обратили внимание на то, что за последнее время престиж выпускников среднепрофессиональных учебных заведений заметно вырос. И во многие колледжи конкурс выше, чем в вузы. В первую очередь это связано с тем, что на рынке труда очень востребованы рабочие профессии, в частности в строительной сфере. Заместитель директора регионального Центра занятости населения отметил: «Людей с высшим образованием мы переобучаем на сварщиков и бетонщиков, таковы потребности рынка труда». Кроме того, он представил некоторые цифры: так, на данный момент в Калининградской области числится 2 456 безработных, при этом вакансий более 16 000. Больше всего на рынке труда требуются водители, строители, продавцы, инженеры разных направленностей и повара.

Бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов считает, что необходимо выстраивать взаимосвязь между системой профобразования и работодателями. При этом образовательные учреждения должны становиться более гибкими и подстраиваться под запросы рынка. «Из-за экономической неопределенности горизонт планирования у многих предприятий снизился до 2-3 лет, поэтому бизнес не может сформулировать, какие специалисты ему будут нужны в долгосрочной перспективе. Сейчас предприятия соревнуются за кадры. Есть потребность в реализации бизнес-проектов совместно с системой образования. Один из инструментов – кластерная политика. Региональный Минпром оформляет документально несколько кластеров. Уже сформирован янтарный кластер, формируются кластеры энергоэффективности, судостроительный. Это и есть ориентир в нашем регионе, где преобладает микробизнес, для системы образования, в каких специальностях будут потребности. Ведь микробизнес по определению не может сформировать заказ системе образования», – отметил Георгий Дыханов.

Однако начальник отдела профессионального образования регионального Министерства образования высказал мнение, что такую взаимосвязь между бизнесом и образованием выстроить довольно трудно: «То, что мы наблюдаем в Центре занятости, – это потребности бизнеса здесь и сейчас. А мы должны работать на перспективу. С момента поступления и до окончания обучения проходит 4-5 лет, это достаточно большой срок».

Соответственно возрастает роль региональной стратегии, прогноза, видения тех точек роста, которые приведут к росту экономики. Поскольку для потенциального инвестора, наличие обученных трудовых ресурсов – один из решающих факторов прихода в регион.

Для решения проблем сбалансированности регионального рынка труда и рынка предлагаемых образовательных услуг в регионе реализуется ряд федеральных проектов. Один из них – «Молодые профессионалы», которым предусмотрена модернизация материально-технической базы учреждений профобразования и создание новых центров опережающей профподготовки. К 2024 году в России планируется создать 100 таких ЦОПов, в том числе и в Калининградской области.

Кроме того, руководители образовательных учреждений обратились к бизнесу с просьбой более активно сотрудничать с ними и предоставлять возможность студентам получать производственную практику в калининградских компаниях.

Встреча прошла 5 октября 2018 года.