Информация о воинском учете в организациях


В соответствии с законами «О воинской обязанности и военной службе» (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ) и о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ) все организации обязаны вести воинский учет своих работников.

Организации осуществляют воинский учет согласно:

  • Положению о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719),
  • Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (утверждена приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700),
  • Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утверждены Минобороны РФ 11.07.2017).

Основной целью воинского учета является обеспечение:

  •          в мирное время – полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ и других войск, а также органов,
  •          в периоды мобилизации, военного положения и в военное время – потребностей в мобилизационных людских ресурсах и трудовых ресурсах.

 Перед воинским учетом стоят, в частности, следующие задачи:

  •          исполнения гражданами воинской обязанности;
  •          документальное оформление сведений воинского учета о гражданах.

 В рамках исполнения закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).

 За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают их руководители (п. 9 Методических рекомендаций).

Расходы, связанные с ведением воинского учета, производятся за счет средств организации (п. 20 Методических рекомендаций).

Составлять положение о ведении воинского учета необязательно, но работодатель может его утвердить для организации воинского учета. Документ составляется в произвольной форме, поскольку нормативной регламентации нет.

Как правило, в таком положении указывается, в частности, нормативные правовые акты по ведению воинского учета, работники, ответственные за военно-учетную работу (далее – ВУР) в организации, их обязанности (или ссылка на должностную инструкцию), виды и сроки предоставления информации, отчетности.

Руководитель или работник, ответственный за ВУР, обязан, в частности:

  •          в течение 3 рабочих дней направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на нем (п. 3 ст. 4 закона «О воинской обязанности и военной службе»);
  •          оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов при поступлении таких вызовов (повесток) (п. 3 ст. 4 закона «О воинской обязанности и военной службе»);
  •          обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов (п. 3 ст. 4 закона «О воинской обязанности и военной службе»);
  •          в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата предоставлять необходимые для ведения воинского учета сведения в отношении граждан, состоящих на воинском учете, или не состоящих, но обязанных состоять на нем (п. 11 ст.8.1 закона «О воинской обязанности и военной службе»);
  •          в течение 5 дней со дня принятия или увольнения граждан с работы направлять в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете) по установленной форме;
  •          не реже 1 раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов (пп. «д» п. 32 Положения о воинском учете) в соответствии с р. V Инструкции.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, с учетом следующих норм (п. 12, 13 Положения о воинском учете):

         1 работник по совместительству — на воинском учете менее 500 граждан;

         1 освобожденный работник — на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

         2 освобожденных работника — на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

   1 освобожденный работник на каждые последующие полные 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).

Персональный состав работников и их функциональные обязанности по ведению воинского учета закрепляются в приказе по установленной форме, издаваемом при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года. Проект такого приказа согласовывается с соответствующим военным комиссаром, как и кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, о чем в адрес военного комиссара направляются копии приказов (п. 22, 39 Методических рекомендаций).

Воинскому учету в организациях подлежат призывники – мужчины от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (с 01.01.2024 – до 30 лет (пп. «а» п. 1 ст. 22 закона «О воинской обязанности и военной службе») и военнообязанные – мужчины, пребывающие в запасе, а также женщины, имеющие военно-учетную специальность (п. 1 ст. 52 закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Сведения о принятии или увольнения граждан с работы, по запросам военных комиссариатов, об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, могут быть предоставлены через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) при применении сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью работника, осуществляющего воинский учет в организации (п. 32(1) Положения о воинском учете).

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления и военными комиссариатами (п. 33 Положения о воинском учете).

Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в три года. Дата проверки доводится до руководителя организации не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому (п. 57 Положения о воинском учете).

Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета:

         1) ст. 21.1 КоАП РФ – за непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет – штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

         С 01.10.2023 – штраф на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 350 000 до 400 000 рублей.

         2) ст. 21.2 КоАП РФ – за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке – штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

         С 01.10.2023 – за неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата, иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

         штраф на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 350 000 до 400 000 рублей.

         3) с 01.10.2023 ст. 21.3 КоАП РФ – Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете – утрачивает силу.

         4) ч.3 ст. 21.4 КоАП РФ – за несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете – штраф от 1 000 до 5 000 рублей.

С 01.10.2023 ст. 21.4 КоАП РФ – Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций в установленном законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, – штраф на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным составам составляет три года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

         5) С 01.10.2023 ст. 19.38 КоАП РФ – за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации:

  1. Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки — штраф на должностных лиц от 60 00 до 80 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.
  1. Неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации — штраф на должностных лиц от 60 00 до 80 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.

         Срок давности привлечения к административной ответственности по этому составу составляет 60 календарных дней (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

 

Информация предоставлена аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области