Калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов: «Нарушения при проведении проверок контрольно-надзорными органами лидируют в региональном антирейтинге жалоб предпринимателей по «административным барьерам»
14 декабря в конгресс-холле Музея Мирового океана в Калининграде состоялся семинар по теме «Обзор практики применения законодательства в области государственного контроля (надзора), в том числе с учетом обращений к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей».
Семинар организован общественной приемной Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в рамках договора с Фондом поддержки предпринимательства Калининградской области. В нем приняли участие региональные предприниматели, представители деловых сообществ, сотрудники аппарата регионального бизнес-омбудсмена, сотрудники общественной приемной Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Докладчик семинара — Жуков Константин Алексеевич, старший юрист Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (г. Москва). От Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области выступил его руководитель – Чернышов Павел Алексеевич.
В рамках семинара были рассмотрены как наиболее типичные ситуации жалоб, связанных с нарушением прав предпринимателей в области контрольно-надзорной деятельности, поступивших Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову, так и региональная специфика по работе с обращениями предпринимателей.
«Анализ обращений предпринимателей в Калининградской области показывает, что нарушения при проведении проверок контрольно-надзорными органами лидируют в областном антирейтинге жалоб предпринимателей по «административным барьерам», — отметил региональный бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов. – Это целый ряд системных проблем. Во-первых, избыточное давление со стороны контрольно-надзорных органов на бизнес. Во-вторых, уклонение контрольно-надзорных органов от обязательных требований закона №294, что, в свою очередь, не позволяет предпринимателям использовать эффективные механизмы защиты своих прав. В-третьих, ограниченность доступа предпринимателей к информации о законности проверки и ее основаниях. Четвертая системная проблема – это несовершенство и непрозрачность системы обязательных требований, многие из которых давно устарели, а другие не связаны с безопасностью товаров, работ, услуг. И последняя из основных проблем касается внеплановых проверок, причиной которых служат сфальсифицированные обращения граждан. Так в практике рассмотрения обращений предпринимателей в Аппарат регионального бизнес-омбудсмена имели место случаи, когда причиной проверки послужили обращения несуществующих граждан. Именно поэтому крайне важно повышать правовую культуру предпринимателей в области контрольно-надзорной деятельности. Кроме того, если в отношении субъекта предпринимательской деятельности проводится проверка с признаками нарушений, предприниматель может пригласить бизнес-омбудсмена принять в ней участие» – подчеркнул Георгий Дыханов.