Калининградский бизнес-омбудсмен принял участие в обсуждении актуальных проблем применения антимонопольного законодательства


11 апреля в Калининграде состоялась пятая региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы применения антимонопольного законодательства: взгляд регулятора, бизнеса и экспертов». 

В конференции приняли участие губернатор Калининградской области, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе,  представители территориальных органов Федеральной антимонопольной службы по Северо-Западному, центрального аппарата ФАС России, органов исполнительной власти Калининградской области, бизнес-сообщества, предпринимательские объединения, представители науки.

Как отметил, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов, на сегодняшний день в России присутствует конкретный и отчётливый тренд на демонополизацию сфер и отраслей экономики. Однако, не смотря на это, участники рынка не могут игнорировать необходимость присутствия в стране естественных монополий.

В рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы антимонопольной и тарифной политики и утверждения Национального плана развития конкуренции, практики применения антимонопольного законодательства, тарифного регулирования и законодательства о закупках.

Конференция началась с пленарной сессии под модераторством члена Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов Дениса Гаврилова. Дискуссия затронула такие значимые темы, как основные направления государственной политики по развитию конкуренции, утвержденные Президентом РФ, и ключевые законодательные инициативы в антимонопольной и тарифной сферах. Также, на сессии обсуждались проблемы развития конкуренции в регионах на примере Калининградской области, проблемы закупочных союзов и необходимости признания их доступными.

– В рамках реализации Национального плана по стимулированию конкуренции, а он представлен в виде президентского указа, отмечается общая тенденция на демонополизацию. В указе также прописаны задачи по снижению доли госучастия в различных кампаниях, предусмотрено и госрегулирование цен и тарифов. Отдельно в документе прописаны меры по стимулированию антимонопольного саморегулирования компаний. В конченом итоге если применить весь инструментарий 5-ого «цифрового антимонопольного пакета», то основным нарушителем регулирования продолжает оставаться само государство в лице естественных монополий» — заявил Георгий Дыханов.

Помимо этого, спикеры проанализировали изменение подходов к тарифному регулированию и финансово-экономическую экспертизу в делах об установлении тарифов, а также проблему досудебного урегулирования споров с регулирующим органом.

 – Ведь если общество хочет контролировать естественных монополии, то есть их вольное или невольное стремление наживаться за счет монопольного положения или как минимум прятать свою неэффективность в тарифах, то следует определиться с едиными подходами к методике тарифообразования, которое позволит ФСТ и УФАС реально контролировать тарифы применять «творческий» подход. Но до этого надо определиться в подходах и философии антимонопольного регулирования. Государство регулирует эту сферу в интересах «национальных чемпионов» (куда можно отнести всех от Газпрома до МУПов с нереальными зарплатами руководителей и прочими «не эффективностями») или в интересах населения и, соответственно, малого и частного бизнеса, который на сегодняшний день «собирает все шишки» и «бьется лбом о бетон» антимонопольного законодательства – заявил Георгий Дыханов.

Особый интерес у аудитории и участников дискуссии вызвали вопросы оценки действий участников картеля на предмет наличия единого интереса и их фактической взаимосвязи. В завершающей сессии была поднята тема публичных закупок.

Отметим, что проведение таких региональных конференций совместно с ФАС России успешно прошло в городах Перми, Новосибирске, Екатеринбурге, Тюмени.

Фото — http://competitionsupport.com