Модернизация контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора
По оценке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области, внедрение новых подходов в контрольно-надзорной деятельности способствует снижению необоснованного давления на предпринимателей
15 февраля региональный бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов принял участие в публичных слушаниях по обсуждению правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Калининградской области.
Участникам слушаний был представлен обзор правоприменительной практики по результатам контрольно-надзорной деятельности данного ведомства за 2017 год. Представителей предпринимательского сообщества, правозащитных и контролирующих органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, СМИ ознакомили с основными направлениями федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Было также обращено внимание на реформирование контрольной и надзорной деятельности Управления в свете требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в действующей редакции.
Риск-ориентированный подход
Одним из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности стало внедрение Управлением риск-ориентированного подхода. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает 6 категорий риска, которые устанавливаются в соответствии с «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806. С внедрением риск-ориентированного подхода общее количество проверочных мероприятий Роспотребнадзора в Калининградской области, в том числе плановых, стало заметно снижаться. За последние 5 лет общее число плановых проверок субъектов малого бизнеса сократилось почти в 4 раза. В плане на 2018 год доля таких предпринимателей составила лишь 11,3% от общего числа проверок (большая часть из них приходится на субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере оказания медицинских услуг).
Общее количество проверок в рамках Федерального закона № 294-ФЗ в сравнении с 2016 годом увеличилось на 9,7%, в основном за счёт плановых проверок. Соотношение планового и внепланового надзора составило 23,4% и 76,6% соответственно (2016 г. – 18,5% и 81,5%).
Проверочные листы
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении плановой проверки Роспотребнадзора используются проверочные листы (список контрольных вопросов). Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, в соответствии с которыми контролируются обязательные требования). В ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.
С 1 июля 2018 года применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Электронные сервисы
С целью упрощения процедур, уменьшения финансовых издержек и снижения коррупционных рисков Роспотребнадзором осуществляется перевод государственных услуг в электронный вид. Предприниматели получили возможность подачи в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг уведомлений, заявлений и документов, необходимых для получения заключений и лицензий. Наиболее востребованной услугой в этом плане остаётся выдача санитарно-эпидемиологических заключений.
В помощь бизнес-сообществу на сайте Управления сформирован модуль «Грамотный предприниматель», посредством которого можно в течение 3-5 рабочих дней получить официальную консультацию. В открытом доступе размещены вся нормативно-правовая база по теме защиты прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, информация обо всех органах и организациях Роспотребнадзора, а также общественных объединениях по защите прав потребителей, оказывающих консультативную и информационную поддержку.