Опыт Сталина и Хрущева
Премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития и Корпорации малого и среднего предпринимательства подготовить к 20 мая предложения о механизмах легализации личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан. Официальная цель – распространить на них налог на профессиональный доход. Поручение подготовлено по итогам недавней встречи с малым и средним бизнесом в Перми, где предприниматели пожаловались премьеру и министру экономразвития Максиму Орешкину на конкуренцию личных хозяйств.
В Калининградской области продукция ЛПХ составляет около трети от общего объема сельхозпроизводства в регионе. Примечательно, что доля ЛПХ за последние годы мало претерпело изменений, несмотря на отсутствие государственных субсидий (в отличие от крупных сельхозорганизаций и фермерских хозяйств).
Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах, в % к общему объему производства)
Год | Сельхозорганизации | ЛПХ | Фермерские хозяйства |
2014 | 55,4 | 38,6 | 6,0 |
2016 | 56,7 | 36,7 | 6,6 |
2017 | 58,3 | 35,1 | 6,6 |
Это указывает на высокую конкурентноспособность ЛПХ. Новые инициативы премьера РФ могут нанести серьезный ущерб этому сектору. Действия нынешнего правительства можно сравнить с послевоенными налоговыми нововведениями Иосифа Сталина и инициативами Никиты Хрущева в середине 1950-х.
В 1947 году сельхозналог с одного двора вырос одномоментно в 1,8 раза, повысились сборы за скот и плодовые деревья, что привело к снижению поголовья скота и вырубке садов. Губительно сказавшиеся на сельском хозяйстве СССР и решения Хрущева, который резко увеличил сборы с личных хозяйств колхозников.
Сейчас снова наблюдается стремление государства максимально контролировать хозяйственную деятельность: в России, по данным сельхозпереписи 2016 г., зарегистрировано 23,5 млн ЛПХ.
Как считает уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов, идея обложить дополнительным налогом миллионы ЛПХ в стране, где нет необлагаемого минимума и почти 19 млн человек живут за чертой бедности, кажется, как минимум не вполне своевременной. Особенно в период, когда нет экономического роста. Большинство стран вышли на траекторию роста через снижение налогов и издержек, связанных с контролем и надзором за предпринимателями и самозанятыми.