Публичные слушания об итогах работы ФНС


26 февраля состоялось публичное обсуждение итогов работы налоговых органов Калининградской области за 2018 год. Открыла мероприятие вице-президент Торгово-промышленной палаты Калининградской области Марина Фицак. Приветственное слово сказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. Он отметил, что диалог между бизнес-сообществом и ФНС продолжает развиваться, ему присущи открытость и конструктивный характер. А то, что в зале собралась очень профессиональная аудитория, обеспечит высокую компетентность мероприятия.

Заместитель руководителя УФНС по Калининградской области Ольга Герасимчук сообщила о работе по обеспечению достоверных реестров и повышения качества услуг по государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учету налогоплательщиков.

Доклад вызвал большое число вопросов. Дело в том, что по официальным данным УФНС только за 11 месяцев 2018 года в Калининградской области было закрыто 12354 коммерческих предприятия. 7042 из них прекратили деятельность по решению регистрирующего органа (57%). Представители ФНС объяснили это борьбой с фирмами-однодневками, «массовыми» руководителями и «массовыми» учредителями.

Георгий Дыханов и присутствующие предприниматели тут же засыпали докладчиков вопросами. Бизнес-сообщество интересовало: какие критерии использует ФНС для определения «массовых» руководителей и учредителей и сколько их должно быть конкретно – пять, десять, двадцать? Какими законами это определено? На какие цифры предпринимателям ориентироваться?

Оказывается критерии определены внутренними распоряжениями и письмами ФНС. Законодательно они не прописаны. Мало того, эти критерии постоянно меняются.

Проще говоря, в действиях сотрудников ФНС имеется обширное поле для субъективизма.

Не лучше дела обстоят с процессом регистрации в фирмах новых директоров. Даже когда речь идет простой о смене руководителя коммерческой организации, долгое время работающей на рынке, ФНС иногда затягивает процесс. Фирмы месяцами не могут работать без официально назначенного директора.

Как выяснилось из ответов сотрудников ФНС, четкие критерии отсутствуют и в этом случае. «Номинальность» директора налоговики тоже определяют субъективно. Например, на допросах в ФНС директора могут попросить назвать фамилию нотариуса, который оформлял документы на фирму. При этом совершенно не берется во внимание, что документами сейчас занимается целый штат специалистов – юристов и экономистов. К этому, кстати, предпринимателей вынудили сами налоговики, максимально усложнив процесс регистрации. Соответственно директор зачастую не знает фамилию нотариуса. А это для ФНС может послужить признаком номинальности.

Таким образом предприниматели констатировали, что четких критериев рисков при регистрации в ФНС нет. Хотя налоговики успешно разработали и применяют рискоориентированный подход при проведении проверок. И результат положительный — там для бизнеса все предельно ясно.

Затем с докладом выступила начальник отдела УФНС Оксана Бояркина. Она рассказала об итогах контрольной работы своего ведомства.

В заключении собравшимся было предложено продолжить диалог для решения наиболее острых проблем. При этом присутствующих порадовала открытость ФНС и готовность налоговиков обсуждать с представителями бизнеса все болезненные вопросы. Это вселяет надежду на плодотворное сотрудничество.