Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в заседании комитета по транспорту и таможенной политике при КТПП
13 марта на повестку заседания был выдвинут ряд важных вопросов, касающихся разработки порядка согласования с таможенным органом системы учета товаров в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», развития транспортно-логистического комплекса области в свете строительства грузопассажирского порта в городе Пионерском, инициативы НО «Союзроссахар» о включении сахара в перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры свободной таможенной зоны.
Одна из ключевых проблем Калининградской области – транзитный разрыв с основной территорией страны. Это системное свойство эксклавов, негативно влияющее на конкурентоспособность экономики ввиду высоких финансовых и временных затрат на транспортировку продукции в материнское государство. Обеспечение эффективной транспортной связности эксклавных территорий с материнской – предмет специальной политики самых разных государств. Однако в отношении Калининградской области такой политики до сих пор не выработано. Нужно разработать стратегию развития.
Логистика является ключевой отраслью для жизнедеятельности региона, однако калининградские логистические компании не были включены в список компаний, для которых снижен порог по вхождению в особую экономическую зону. Получается, государство не считает эту сферу приоритетной.
При этом, по оценке экспертов, за десять лет издержки по транзиту сырья и товаров между Калининградом и основной территорией России увеличились более чем на 40 %. Стоимость дизельного топлива выросла в два раза. Чтобы доставить груз из Калининграда в Москву, потребуется в два раза больше времени, чем тратят логистические компании из других регионов страны при том же расстоянии. И стоить это будет на 30-40 % дороже.
Из-за требований к идентификации и сертификации товара, простаивания груза на складе временного хранения, в очередях на пункте пропуска, таможенных и административных барьеров эффективность калининградского транспортно-логистического комплекса низкая.
В теории Калининградская область обладает высоким транзитным потенциалом, способным сделать ее крупным транспортно-логистическим хабом на маршруте Юго-Восточная Азия – Россия – Евросоюз. Но на практике логистическая отрасль поставлена в такие условия, что проигрывает даже региональным прибалтийским игрокам.
Для компенсации транзитных издержек калининградского эксклава и максимального использования его потенциала необходимо решить ряд существенных вопросов:
– снятие таможенных и административных барьеров;
– создание свободного порта Калининград по модели свободного порта Владивосток;
– компенсация издержек калининградских предприятий по грузовому автомобильному транзиту через Литву, а также по таможенному и другим оформлениям;
– компенсация по грузовому транзиту посредством паромного сообщения;
– внесение логистических компаний в список резидентов со сниженным порогом.
Также на заседании комитета Георгий Дыханов поддержал петицию НО «Союзроссахар» и выразил беспокойство из-за инициативы руководителей отраслевых союзов и производителей сахара России, выдвинутой ими 26 февраля в Минсельхозе России, о целесообразности включения сахара в перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и «свободного склада».
Если данная инициатива будет принята, то это крайне негативно скажется на предприятиях Калининградской области, использующих в производстве своей продукции сахар, импортируемый из третьих стран.
Ввиду уникального географического расположения Калининградской области сахар, ввозимый на территорию калининградской свободной экономической зоны без уплаты таможенных платежей из стран ЕС, обходится калининградскому производителю и потребителю на 35-50 % дешевле, чем сахар, произведенный в РФ.
На сегодняшний день в рамках статуса СЭЗ в Калининградской области сахар ввозится беспошлинно, общий объем импортируемого сахара за 2017 год составил порядка 45 000 тонн, это 0,7 % от всего производимого сахара в РФ, половина этого объема приходится на повседневное внутреннее потребление жителей нашего региона.
В случае исключения сахара из оборота свободной таможенной зоны ввоз импортного сахара не будет иметь экономической целесообразности ввиду высоких заградительных таможенных пошлин, единственным источником поставки сахара останется ввоз с заводов РФ. Но в связи с более высокой отпускной ценой на сахар в России и высокими затратами на логистику себестоимость вырастет на 35-50 % по сравнению с импортным сахаром. Что приведет к закрытию ряда предприятий Калининградской области, использующих сахар в своем производстве, ввиду неконкурентоспособности производимой продукции на российском рынке, к повышению розничных цен на сахар для всех жителей Калининградской области на 35-50 %, к сокращению рабочих мест, грузооборота логистического бизнеса – все это крайне негативно скажется на социально-экономическом климате региона.
Уполномоченный взял на контроль данную ситуацию и окажет всяческую поддержку в сохранении Калининградского бизнеса.