В целом по России конкуренция растет, а в Калининграде — снижается


Аналитический центр при правительстве РФ (АЦ) подготовил доклад о состоянии конкуренции в РФ с точки зрения самих предпринимателей. В исследовании участвовали 1,3 тыс. человек, 79% из них представляют микробизнес. Впервые с 2015 года после плавного снижения выросла доля предпринимателей, оценивших степень конкуренции как высокую и очень высокую. В 2019 году она составила 51% (в 2015-м — 53%, в 2018-м — 46%).

 — Более половины респондентов признают, что их бизнесу необходимо регулярно — раз в год и чаще — принимать меры по повышению конкурентоспособности своей продукции и разрабатывать новые способы для сохранения рыночной позиции,— отмечает глава управления по конкурентной политике АЦ Елена Ковалева. — При этом доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вообще ее отсутствие, снизилась до 22% в 2019 году против 27% в 2018 году.

На сильную конкуренцию указывали предприниматели, работающие в областях культуры, спорта, досуга и развлечений, текстильного и швейного производства, пищепрома и производства неметаллических изделий. На слабую — представители традиционно монопольных ТЭК, производства и распределения электроэнергии, газа, воды, а также химпрома, здравоохранения и соцуслуг.

Доля отметивших снижение числа конкурентов в течение последних четырех лет относительно стабильна (в 2019 году — 23%). Основными причинами снижения числа конкурентов стали антиконкурентные действия органов власти (на это указали 46% предпринимателей, отметивших сокращение числа конкурентов) и изменения регуляторики (40%).

Беспокойство вызывает уход российских конкурентов с рынка — доля отметивших эту тенденцию подскочила в 2019 году на 15 п. п., до 43%. По официальным данным численность предпринимателей в РФ сокращается, а бизнес мельчает — сильнее всего в последние годы падает доля средних компаний.

Самыми популярными способами повышения конкурентоспособности у компаний остаются снижение затрат (используют последние три года 61%), обучение персонала (47%) и новые маркетинговые стратегии (43%). Наиболее серьезными барьерами для развития бизнеса предприниматели называют высокие налоги (63%), нестабильность госрегулирования (47%), сложность доступа к финансам (46%) и нехватку квалифицированных кадров (37%). Неудовлетворенность предпринимателей действиями органов власти в 2019 году выросла: 42% считают, что власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами (против 40% в 2018 году).

В Калининградской области данных за 2019 год пока нет, но из официального доклада министерства экономики регионального правительства следует, что местные тенденции не совпадают с общероссийскими.

В докладе практически не рассмотрена конкуренция по отраслям. Приведенные цифры не дают представления о реальном положении дел.

К примеру указано, что дошкольное образование обеспечивают 271 образовательная организация, реализующая программы дошкольного образования, из них 15 негосударственных детских садов.

А также, что в Калининградской области функционируют 16 стационарных загородных детских оздоровительных лагерей и центров (7 областных, 8 муниципальных и 1 коммерческий).

При этом не освещено сколько процентов детей посещают государственные организации, сколько коммерческие, каковы цены в этих учреждениях, сколько доплачивается из бюджета на содержание государственных детсадов, какие очереди на те или иные услуги и так далее.

То же самое можно сказать о медицине, учреждениях культуры и других областях деятельности. На основании доклада сложно оценить долю частного сектора в любой из вышеназванных сфер, также как выявить динамику и соответствующие тенденции.

Поэтому о конкуренции в Калининградской области можно судить только по результатам опросов местных предпринимателей.

В 2018 году оценили конкуренцию и конкурентную среду в регионе как умеренную – 34,7% (в 2017 – 29,5%, в 2016 – 37,7%, в 2015 году данный показатель оценивался в 23,3%).

21,4% отметили высокий уровень конкуренции (2017 г. – 24,7%, 2016 г. – 25,5%, 2015 г. – 19,4%,), 11,9% заявили об очень высоком уровне конкуренции, 14,4% отметили слабый уровень конкуренции (в 2017 г. – 8,7%), а 5,9%считают, что конкуренции на рынках, которые они представляют, нет (6,9% – 2017 г.).

На этом основании можно предположить, что в целом по России конкуренция растет, а в Калининграде – снижается.