Бизнес-омбудсмен оказала содействие в восстановлении нарушенных прав субъекта предпринимательской деятельности


В адрес бизнес-омбудсмена Светланы Нижегородовой обратилось общество с ограниченной ответственностью с жалобой на действия к Псковской таможне Северо-Западного таможенного управления ФТС об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

ООО было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.

 

В ходе рассмотрения обращения заявителя из представленных материалов было установлено, что основным видом деятельность обратившегося предпринимателя является автомобильные грузовые перевозки.

Автотранспортное средство заявителя осуществляло перевозку груза и прибыло на таможенный пост МАПП «Чернышевское» для прохождения таможенного контроля. Однако, ввиду сбоя информационных систем литовской таможни и проведении работ по восстановлению программного обеспечения, пропуская способность на границе «Чернышевское-«Кибартай» была приостановлена на 5 суток.

Таким образом, у перевозчика из 7 дней доставки, которые им были определены таможенным органом 5 суток были потеряны в связи со сбоем информационных систем литовской таможенной службы. В этот же день, заявитель обратился с заявлением о продлении срока транзита, с объяснениями причин. Однако, ответным письмом за подписью начальника МАПП «Московский» Калининградской областной таможни заявителю было отказано в продлении срока таможенного транзита ввиду того, что с учетом предполагаемого срока продления, предельный срок таможенного транзита, а именно свыше 2 тысяч километров за 1 месяц будет превышен.

Данный отказ и явился причиной нарушения предпринимателем сроков таможенного транзита на одни сутки и как следствие, вынесение в отношении общества постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

 Указанное обстоятельство, а именно факт ограничения движения на 5 суток в МАПП «Чернышевское» на выезд из Калининградской области, а также наличие по этой причине значительного скопления транспортных средств и большой очереди из транспортных средств международной перевозки перед пунктом пропуска, таможенным органом не опровергается, так же не опровергается  и тот факт , что общество по объективным не зависящим от него причинам, было  ограничено в реализации права, предусмотренного пунктом 4 статьи 144 ТК ЕАЭС.

Не согласившимся с данным решением заявителем было подано обращение суд, где в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований в деле принял участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области с аргументами в защиту обратившегося предпринимателя.

А именно, в силу пункта 1 статьи 149 ТК ЕАЭС при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих соблюдению перевозчиком обязанностей, предусмотренных статьей 150 ТК ЕАЭС, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

Материалами дела подтверждается что у Общества не было объективной возможности соблюдения требований действующего таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить. При этом предприниматель принял исчерпывающие меры, направленные на недопущение совершения правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о отсутствии вины Общества во вмененном ему правонарушении. Общество, взяв на себя ответственность по доставке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, в установленный таможенным органом срок, в меру своих возможностей предусмотрело и предприняло все необходимые меры для соблюдения требований ТК ЕАЭС.

В итоге, арбитражным судом Калининградской области была поддержана позиция уполномоченного в защиту субъекта предпринимательской деятельности.

Заявление общества с ограниченной ответственностью было удовлетворено. Постановление Псковской таможни Северо-Западного таможенного управления ФТС было признано незаконным и отменено в полном объеме.

Права и законные интересы предпринимателя были полностью восстановлены.