Георгий Дыханов: «Главная задача аппарата Уполномоченного – это выявление и решение системных проблем бизнеса»


В минувшую пятницу состоялось заседание Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Калининградской области. На первом в этом году заседании собрались лидеры ведущих бизнес-объединений Калининградской области, «большой четверки» и Ассоциации переработчиков отходов. В повестке заседания было обсуждение ежегодного доклада Уполномоченного за 2017 год и обзор поступивших обращений за первое полугодие 2018 года; барьеров, создаваемых налоговыми органами при регистрации организаций и внесении изменений в ЕГРЮЛ, и актуальных проблем регионального предпринимательства.

Несмотря на то, что бизнес-омбудсмен представляет ежегодный доклад и отчет о проделанной работе перед Правительством Калининградской области и перед Калининградской областной Думой, что нетипично для других аппаратов Уполномоченных по России, так как в остальных регионах Уполномоченные отчитываются либо перед Правительством, либо перед Думой, Георгий Дыханов считает архиважным представлять отчет еще и перед предпринимательским сообществом, где дается неформальная оценка его деятельности. Как правило, Уполномоченный отчитывается во втором квартале каждого года на Общественном совете. Лидеры бизнес-сообществ одобрили и поддержали деятельность аппарата Уполномоченного и обсудили вопросы, которые волнуют предпринимателей в настоящий момент.

Среди них вновь прозвучала проблема массовых отказов при регистрации организаций и внесении записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. По этому вопросу было принято решение, что следует обсудить эту тему с налоговой службой более детально и приглашать ее представителей на Общественные советы. Также было отмечено, что наконец начался конструктивный диалог с УФНС о правоприменении отдельных законов, которые едины для всей страны, но реализация в каждом регионе отличается. В частности, 24 мая состоялась рабочая встреча Уполномоченного и руководителя УФНС по Калининградской области, в ходе которой была достигнута договоренность о продолжении открытого диалога, совершенствовании методов работы налоговых органов, а также о проведении совместных мероприятий по информированию предпринимателей.

В ходе заседания члены Совета предложили проводить отдельные встречи и с представителями прокуратуры Калининградской области как надзорного органа по вопросам уголовного преследования бизнеса, участия правоохранителей в хозяйственных спорах и перевода их в уголовную плоскость и т. д. Кроме того, было озвучено предложение выйти на конструктивный диалог о правоприменении службы судебных приставов в нашем регионе. Поскольку многие судебные решения в пользу предпринимателей, к сожалению, не исполняются ввиду целого ряда причин, бизнесу крайне интересно и важно разобраться в этих причинах и посмотреть, где можно посодействовать в решении проблемы или привлечь региональное Правительство, так как оно тоже заинтересовано в том, чтобы бизнес-среда улучшалась.

Георгий Дыханов отметил, что в большинстве бизнес-сообществ происходит рост количества членов, также начинает активно работать Союз застройщиков и девелоперов Калининградской области, такая тенденция позволяет выявлять системные проблемы бизнеса, а не только решать вопросы по личным жалобам. «Именно выявление системных проблем предпринимателей – наиважнейшая задача аппарата Уполномоченного. Когда мы начинаем зацикливаться только на приеме жалоб, то получается, что мы бьем по хвостам. Поскольку в основе каждой жалобы чаще всего лежат системные проблемы в регулировании, неправильном правоприменении, которое сложилось в практику (например, грубейшие нарушения административно-процессуального кодекса при составлении протоколов), и так далее», – заявил Уполномоченный.

Лидеры бизнес-сообществ отметили, что за 4 года работы аппарату Уполномоченного удалось достичь очевидных успехов в улучшении бизнес-среды и инвестиционного климата в регионе, а также в решении конкретных дел. Во-первых, снизились долги перед предпринимателями по госконтрактам; во-вторых, благодаря целенаправленной и планомерной работе при взаимодействии с Правительством Калининградской области снизилось количество проверок; в-третьих, снизилось количество необоснованных оперативно-разыскных мероприятий благодаря совместной работе с прокуратурой Калининградской области; в-четвертых, внедрение онлайн-касс произошло без массовых наказаний и репрессий в отношении предпринимателей; в-пятых, несмотря на короткие сроки перехода функций по выдаче разрешений на строительство от муниципалитетов в Правительство области, что в целом было правильным решением, и ограниченные ресурсы Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию, эта проблема была также решена относительно безболезненно, и благодаря тесному сотрудничеству удалось снизить риск массовой приостановки работы в строительной сфере. Кроме того, наладился конструктивный диалог со многими федеральными органами. До 87 % обращений предпринимателей решается в их пользу, в 2,5 раза выросло количество участия аппарата Уполномоченного в судах в защиту предпринимателей, что дает положительный эффект и обеспечивает дополнительный стимул для принятия обоснованного и взвешенного решения в соответствии с законом.

Благодаря взаимодействию с Министерством экономики процедура ОРВ (оценка регулирующего воздействия) работает слаженно, и все предпринимательское сообщество активно участвует в обсуждении законопроектов и отмечает положительный эффект.

Такая постепенная и поэтапная работа аппарата Уполномоченного делает задачу по созданию положительного образа предпринимателя не столь эфемерной, как несколько лет назад. А благодаря популяризации предпринимательской деятельности все больше молодых людей хотят начать свой бизнес и вносить свой вклад в развитие страны.