Калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов: «Господдержка предпринимателей должна быть эффективной и прозрачной»


16 декабря предприниматели, чиновники и представители прокуратуры  на заседании Общественного совета прокуратуре Калининградской области обсудили меры по повышению эффективности предоставления государственной поддержки региональному малому и среднему бизнесу.

В мероприятии участвовали председатель Общественного совета —  Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов, прокурор Калининградской области Сергей Табельский, министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Чемакин,  руководитель Контрольно-ревизионной службы Калининградской области Ирина Серая, председатель КРО ООО «ОПОРа России» Сергей Фирсиков,  директор Фонда поддержки предпринимательства Калининградской области Оксана Букаускене,  председатель СРО «Региональный союз  переработчиков отходов Калининградской области» Святослав Лавриненко, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской  области Дмитрий Зонин заместитель министра Ирина Матвейчук, заместитель генерального директора ООО «Союз-М»  Олег Грознецкий, представитель РСПП Калининградской области Андрей Орехов, независимый антикоррупционный эксперт Илья Шуманов.

Открыл заседание  прокурор  Калининградской области Сергей Табельский. Поприветствовав собравшихся, он представил повестку заседания, отметив, что Общественный совет помогает оценить ситуацию в области, в деловой среде, обозначить проблемы и выработать меры по их решению.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов сказал, что в процессе исполнения программ по поддержке предпринимательства выявились проблемы с процедурами, что подтверждает большое количество уголовных дел, возбужденных в отношении участников программы. Он обозначил основные проблемы:

— программа недостаточно эффективна с точки зрения экономического результата;

— процедура распределения поддержки нуждается в проверке, в том числе и антикоррупционной, которую провел независимый эксперт Илья Шуманов.

По данным прокуратуры, за  2013 год и первое полугодие 2014 года возбуждено 118 уголовных дел о преступлениях, связанных с мошенническим получением средств субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства, которые характеризуются общим способом совершения — подготовке, сборе и предоставлении в ГАУ КО «Фонд поддержки предпринимательства» подложных документов для участия в конкурсе. По результатам расследования этих уголовных дел органами прокуратуры подготовлены и направлены в Арбитражный суд и суды общей юрисдикции исковые заявления с требованиями о возврате неосновательного обогащения. Кроме того, анализ нормативно-правового регулирования позволил выявить причины и условия, способствующие и в настоящий момент неэффективному расходованию бюджетных средств и лоббированию членами комиссии своих или родственных коммерческих интересов.

В октябре этого года прокурором области губернатору области принесен протест на отдельные нормы постановления Правительства Калининградской области от 07.07.2014 № 422 «О реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка МСП в Калининградской области на 2014-2020 годы» государственной программы Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства», который в начале ноября был рассмотрен и удовлетворен.

Министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Чемакин сообщил, что упомянутые уголовные дела относятся к конкурсам, состоявшимся в 2011-2012 годах, когда работала грантовая система распределения средств для начинающих предпринимателей. Таких грантов было порядка 900. Некоторые получатели изначально не собирались заниматься предпринимательской деятельностью, желая только получить бюджетные средства и распорядиться ими по собственному усмотрению. Но проверка документов никаких нарушений не выявляла.  С 2013 года такая система грантов упразднена.

«Базовыми составляющими госпрограммы поддержки являются юридическая чистота и соблюдение законности, — подчеркнул министр. — Проект программы обсуждался с предпринимателями, в том числе и на специальном круглом столе – все рекомендации стола были учтены». 29 января 2014 года был разработан проект программы, который был проверен прокуратурой области. Замечания, высказанные прокуратурой, были учтены. 25 марта 2014 года госпрограмма была принята правительством Калининградской области. Юридическая чистота была соблюдена, оснований сомневаться в ее законности нет, уверен министр. Он напомнил, что были зафиксированы приоритетные отрасли экономики региона. Кроме того, бизнес-сообщества рекомендуют своих представителей в конкурсную комиссию – в результате 2/3 членов комиссии являются представителями деловых кругов.  Режим работы комиссии открыт и доступен для всех. Но нужно совершенствовать существующую систему распределения, согласился он. Это мнение поддержал и председатель КРО ООО «ОПОРа России» Сергей Фирсиков.

Дмитрий Чемакин обратил внимание собравшихся на то, что  распределение средств гопрограммы поддержки предпринимательства регулируется ежегодным приказом Минэкономразвития РФ, который обязателен для исполнения региональными органами власти. При этом уровень исполнения этой госпрограммы регионом МЭР РФ оценивается хорошо – на 4,5 балла в 2013 году.

Руководитель Контрольно-ревизионной службы Калининградской области Ирина Серая обратила внимание на то, что конкурсанты в своих документах, как правило, указывают средние зарплаты на уровне, установленном региональным трехсторонним соглашением о минимальной заработной плате в Калининградской области —  8 тысяч рублей. Она сообщила, что сейчас вместе с УФНС выявляется реальный уровень зарплат у получателей субсидий.

Независимый эксперт Илья Шуманов указал, что необходимо провести антикоррупционную экспертизу всего пула нормативно-правовых актов, касающихся программ поддержки МСП в Калининградской области.

Сергей Фирсиков предложил в первом квартале 2015 года разработать новые правила распределения средств. Это предложение было одобрено собравшимися. Также по результатам совместного обсуждения было решено обсудить показатели эффективности и предложить их включить в госпрограмму поддержки предпринимательства в Калининградской области, а также провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, касающихся программ поддержки МСП в Калининградской области.